Цели и задачи автоматизированной системы управления безопасностью полетов
Система управления безопасностью полетов является целенаправленной системой. Детализацию множества целей целесообразно осуществлять на основе построения графа (дерева ) целей системы. Цели рассматриваются как желаемые состояния ее выходов. В результате образуется иерархическое дерево целей системы, представляющее связанный граф, вершины которого интерпретируют цели, а дуги — связи между ними. При детализации вершины графа целей должны соответствовать принятой декомпозиции авиационной транспортной системы (АТС). Декомпозиция задач должна быть адекватной декомпозиции целей.
Произведем детализацию целей для случая декомпозиции АТС, представленной на рис. 7. Здесь АТС представлена двумя компонентами: АЭС и СПАС (системой предотвращения аварийных ситуаций).
Главная цель ГА — исключить в ГА авиационные происшествия. Как желаемый результат функционирования АТС это достигается за счет надежности АЭС и эффективности СПАС. При практических реализациях поставленных целей необходимо оперировать с заданными уровнями БП. Если главную цель ГА формировать как обеспечение заданного уровня БП, то на первом уровне детализации она декомпозируется на две подцели: обеспечить заданный уровень надежности работы АЭС и заданный уровень эффективности СПАС. При определении задач, отвечающих поставленным целям, для достижения главной цели можно варьировать значениями надежности АЭС и эффективности СПАС, которые необходимо обеспечить.
АТС Рис. 7. Декомпозиция целей, адекватная декомпозиции АТС: 1, 2, 3 — уровни; СПАС — система предотвращения аварийных ситуаций; ОС — организационные системы; ТС — технические системы; ЛС — летная служба; НС — наземные службы; АТ — авиационная техника; НТ — наземная техника |
На втором уровне детализации АЭС декомпозируется на организационные системы (ОС) и технические системы (ТС). СПАС соответственно декомпозируется на СПАС при отказах ОС и СПАС при отказах ТС. Целями и задачами этого уровня являются достижение и обеспечение заданных уровней надежности ОС и ТС, а также эффективности СПАС ОС и СПАС ТС.
На третьем уровне детализации декомпозируется ОС: на летную службу (ЛС) и наземные службы (НС); ТС на авиационную технику (АТ) и наземную технику (НТ); СПАС ОС на СПАС при недостатках в работе ЛС и НС; СПАС ТС на СПАС при отказах АТ и НТ. Соответственно целями и задачами этого уровня являются достижение и обеспечение заданных уровней надежности работы указанных выше служб и систем, а также эффективности указанных выше СПАС.
При дальнейшей детализации такой симметрии, очевидно, не будет, так как должен осуществляться переход к конкретным элементам служб и систем. Так, летная служба декомпозируется на членов экипажа, наземные службы включают более крупные компоненты: НАС,
УВД и др. Соответственно СПАС будут декомпозироваться по аналогичным компонентам АЭС. Для типовых элементов систем, блоков, агрегатов целесообразно переходить на понятия СОБ, которые предназначены для предотвращения аварийных последствий отказов и сбоев в работе тех или иных элементов, блоков, агрегатов. Комплекс СОБ представляет собой СПАС системы, детализированной на высших уровнях. Целями и соответственно задачами будут достижение и обеспечение заданных уровней надежности элементов, блоков, агрегатов и эффективности СОБ при их отказах и сбоях.
Каждой цели должны соответствовать одна или несколько задач принятия решений, включающих операции учета, анализа и контроля.
В соответствии с руководящими документами ГА решение главной задачи достигается при условии целеустремленной политико-воспитательной работы командиров и политработников с экипажами и личным составом, обеспечивающим полеты, а также высокой дисциплинированности и личной ответственности каждого работника ГА за качество принятия решений, которое обусловлено:
оперативным получением необходимой информации и разработкой мероприятий по безопасности полетов;
внедрением эффективности мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности полетов;
контролем исполнения и оценкой эффективности внедренных мероприятий.
Для оперативности управления необходимо обеспечить оперативный сбор информации по БП и оперативную ее обработку.
Для. внедрения эффективных мероприятий необходимо обеспечить выполнение априорной оценки надежности АЭС и эффективности СПАС.
Для контроля выполнения и оценки эффективности мероприятий необходимо обеспечить сбор и учет проводимых мероприятий, сбор данных о их выполнении. Нетрудно видеть, что в современных условиях процессы учета и обработки информации, необходимые для решения рассмотренных задач, обеспечивающих достижение целей управления, целесообразно осуществлять с широким использованием ЭВМ и каналов связи, т. е. информационно-вычислительной сети ГА. При этом необходимо:
разработать и внедрить методы сбора, передачи и ввода в ЭВМ информации по БП;
разработать и внедрить технологию оперативного информирования пользователей о состоянии БП;
реализовать на ЭВМ алгоритмы априорной оценки надежности АЭС и эффективности СБП;
разработать методы сбора, передачи и ввода в ЭВМ мероприятий по БП;
разработать и реализовать на ЭВМ методы контроля выполнения и оценки эффективности мероприятий по БП.
В результате использования ИВС существующая система управления безопасностью полетов становится автоматизированной. Такая автоматизированная система получила название АСУ ’’Безопасность”. Посколь-
ку она создается на всех иерархических уровнях ГА, то ее называют многоуровневой — МАСУ ’’Безопасность”.